Способы производства ковров

По способу производства ковры делятся на ковры машинной и ручной работы.

Ковры машинной работы

   Эти ковры делаются на специальных установках (машинах) большими сериями и стандартных размеров. Качество и внешний вид машинных ковров могут отличаться в зависимости от вида применяемого оборудования, материала и других параметров.
   Определяющим ценообразующим фактором для ковров машинной работы являются следующие характеристики:
- плотность ворсовых точек на квадратный метр (бывает от 150 000 до 2 000 000 точек) 
- высота ворса (от 6 мм до 50 мм)
- материал для пряжи ворса (шерсть, вискоза, акрил, полипропилен, хлопок и др.)
- толщина ворсовой нити
- количество цветов нитей

Ковры ручной работы разделяют на 3 вида:

-техника ручного тафтинга

-тканые вручную

-узелковые

   Основной принцип ручного тафтинга – прошивка ворсовыми нитями тканой или нетканой основы. Тафтинговые ковры изготавливаются с использованием «пистолета» — ручного инструмента, который используется для « втыкания » пучков нитей в растянутый на рамке холст основы, затем с задней части ковра прикрепляется еще одна основа. Эта основа предотвращает скольжение и царапание пола, а также увеличивает тепло- и шумоизоляцию ковра. Эта технология, за последние 10 лет получила очень широкое применение. 
  изображение,которое станет ковром рисуется на холсте, с помощью «иглы» заполняет узор пряжей необходимого цвета. Когда дизайн ковра полностью заполнен ворсом, ковёр снимается с рамки и ткань из холста подклеивается к его обратной стороне. В процессе изготовления поверхность ковра представляет собой огромное количество петель.

    Тканые ковры - это плоские ковровые изделия, состоят из двух перекрещивающихся систем нитей: нитей основы (продольных) и уточных нитей (поперечных).Тканые вручную ковры изготавливаются на ткацких станках. В этом случае основа и ворс плетутся одновременно, в результате чего ковёр получается очень плотным. Такие ковры не имеют основы, рисунок получаеться на обеих сторонах ковра, процесс плетения достаточно трудоемок и в зависимости от плотности изделия составляет от 1-3-х до 18 месяцев.

   Узелковые ковры – самые трудоемкие в производстве, но самые качественные и удивительно красивые.Ковер считается плетеным, если пряжа как бы внедрена в его тканевую основу посредством плетения узелков. Плетеные ковры обязательно имеют ворс и называются еще ворсовыми.
    Процесс плетения
Процесс плетения осуществляется на раме, которую называют узловязальным станком. По своему виду он практически полностью соответствует традиционным ручным ткацким станкам простейшей конструкции.
На раму, туго и плотно, одна к другой, вертикально, натягиваются нити основы из шерсти, шелка или хлопка. При этом очень важным условием является сохранение на протяжении всего процесса плетения крепкого натяжения нитей основы, так как в противном случае заготовка приобретет волнистость и может топорщиться.Затем, в начале плетения ковра, переплетаются несколько (до нескольких десятков) рядов поперечной уточной нити, после чего начинают плести узлы на нити основы. Узел охватывает, в основном, две нити. По окончанию узелкового ряда (еще встречаются название – узелковой линии) он фиксируется уточной нитью и прессуется. Заканчивается ворсовой ковер так же, как и начинался, ткаными рядами и бахромой, которая является нитями основы. При изготовлении ворсовых ковров ручной работы используются преимущественно два вида узлов: турецкий и персидский, которые охватывают две нити основы. Существуют также узлы, при которых плетение осуществляется вокруг двух пар нитей основы –  так называемый "быстрый метод", называемый на востоке   " джафтибафф ".
    На каждый узелок мастер тратит от двух до нескольких (5-7) секунд, завязывая за день от семи до четырнадцати тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, мастерства ткача, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр.
   Техника плетения
Поскольку каждый узелок завязывается отдельно, обеспечивается возможность абсолютно индивидуального цветового оформления и выбора узора.Так как вплетенные узелки всегда подтягиваются вниз, у восточных ковров уже на стадии их плетения возникает типичный наклон ворса, так называемый штрих. В целях экономии времени и материала, вязальщик распределяет один цвет за другим, узелок за узелком, по соответствующим позициям каждого ряда узелков. Также поступает он и с последующими цветами. Уже в процессе плетения вязальщик подрезает ворсовые нити примерно на уровне намеченной высоты ворса. После изготовления каждого ряда узелков он прокладывает в поперечном направлении одну или несколько уточных нитей. После этого производится интенсивный удар тяжелым гребневидным инструментом, которой воздействует на уже сплетенный участок в целях уплотнения ворса. В заключение, весь ворс, в ручную , подстригается до уровня его окончательной высоты. При этом действует следующее правило: чем тоньше узелки, тем ниже необходимо подрезать ворс. Если он будет чрезмерно высоким, это может привести к наклону ворса, и узор окажется расплывчатым. Некоторые ковры, в частности, китайские – подрезаются с формированием рельефа ( рельефная прострижка ), это позволяет пластично подчеркнуть узор.

Комментарии: 0